После поражения в войне кайзеровский режим в Германии сменился буржуазной республикой. По условиям Версальского мирного договора страна оказалась в состоянии «территориальной ампутации», потеряв Эльзас-Лотарингию. Хозяйственные связи были сильно подорваны. Разразилась инфляция. Возникла необходимость в реорганизации экономики, прежде всего, промышленности. Надо было сменить собственников казенных оборонных заводов. Кроме того, пунктом 2 статьи 168 мирного договора предусматривалось то, что сегодня называют «конверсией” военной промышленности, причем победители были заинтересованы не столько в изменении профилей военных заводов, сколько в прямом их закрытии.

В тогдашней Германии экономические реформы проводились при конструктивном сосуществовании различных форм собственности. Поскольку с зарождением акционерного капитала «концентрация предприятий» и «централизация собственности» превратилась по сути в самостоятельные процессы, то происхождение капитала для развития какой-либо деятельности становится безразличным. Зомбарт назвал это явление «объективацией капиталистических отношений», которая освободила промышленника-капиталиста от функций промышленника-предпринимателя.

В тот период в Германии особое место заняли концерны-объединения «вертикального типа», связывающие последовательные стадии производства от добычи сырья до его переработки в готовые изделия (Диканский М. Новейшая концентрация германской промышленности. М,-JT.,1926). Организовывались различные формы объединений, что в условиях сильнейшей инфляции, территориальных потерь, жестких требований Версальского договора позволило Германии во многом сохранить и структурно перестроить свою промышленность. Реформы проходили под патронажем и при прямом участии государства.

В Германии формировались концерны-корпорации, находящиеся не только в индивидуально-частной или коллективно-акционерной собственности. Отделение функций владения от распоряжения собственностью стало предпосылкой создания государственных корпораций вертикального типа со значительной отраслевой диверсификацией. Германские власти исходили из того, что государство сможет успешно выступать в роли «частного хозяина», то есть как частный капиталист, если оно заставит свой капитал работать под руководством людей, «положение которых обусловливается не их часто весьма ничтожным капиталом, а их работоспособностью» (Гугенгейм Ф. Пути концентрации германской государственной промышленности. M.-Л.,1927). Это то, что на современном языке называют «революцией управляющих». Германские администраторы, получив первоначальный капитал от государства, должны были распоряжаться собственностью по правилам рынка. Разумеется, под финансовым контролем государства как владельца собственности.

21 марта 1919 года в Германии было создано Министерство государственных имуществ. Обсуждались два пути спасения промышленности: либо продать заводы, либо целенаправленно перевести на выпуск продукции мирного времени. Всеобщая приватизация путем продажи была отвергнута, поскольку потенциальные покупатели в условиях инфляции скупили бы предприятия по дешевке. Кроме того, политиков смущала неизбежная при повальной приватизации безработица среди управленцев, а безработица среди рабочих — пугала.
 

<< Назад < Вернуться к оглавлению > Далее >>