обретший себя в Боге. Исходя из этого, первым признаком истинного ислама Шариати называет прямую связь между Богом и человеком.

 

4. Идейное столкновение правой и левой ветвей внутри ислама.

По поводу статьи Г.Джемаля «Ислам и «Правая”

В последние годы в обширном материале об исламе, опубликован­ном в СНГ, в основном разворачивается только правая ветка теоло­гии, для которой тезис о единстве двух пластов бытия абсолютно не­приемлем, если судить по публикациям Гейдара Джемаля. В статье «Ислам и «Правая», опубликованной в газете «День» за1992 г., N20, Г.Джемаль пишет: «…тагут» — идол идолов, абсолютное зло интел­лектуальной этики Ислама есть не что иное, как самообожествлен- ное человечество», и там же: «Ислам есть именно безграничный про­тест против редукции Бога к консенсусу».

Столь же сильные расхождения, подчеркивающие широту объема и несводимость ислама к нескольким упрощенным догмам можно ви­деть и дальше. Али Шариати называет вторым принципом «тоухида» всеобщее равенство, а «очищение» истинного ислама полагает в стремлении к осуществлению этих принципов.

В статье Г.Джемаля «Ислам и «Правая» изложено противополож­ное мнение об исламском революционном движении, оно заключает­ся в том, что не «обездоленные борются против «элиты», а древней­шая элита, «патрициат», борется с позднейшей аристократией, из­бранной из «просто людей». Эти расхождения как будто подтвержда­ют утверждения Шариати о борьбе двух религий, который называет «тоу- хид» «религией обездоленных».

Шариати основывает утверждение о «тоухиде» как о революционной ре­лигии на том, что она пропитана «духом неповиновения», ще молитвенный ритуал имеет не культовый, а революционный, консолидирующий характер и является формой коллективною протеста. Бунтарство в религии связано в концепции Шариати с идеей о «втором бунте». Первый бунт относится к уходу из рая, коща человек встает на путь познания, второй бунт обозначает отказ от «земного рая», понимаемого как «общество потребления», и станов­ление человека, проходящего путь познания, на путь возвращения к Богу. Причина этих двух бунтов одна и та же — стремление к очищению от сквер­ны потребления.

Следуя суфийской концепции пути, Шариати оговаривает невозмож­ность принятия принципа «фана», учения о мистическом растворении

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13