трансфор­мации есть исследование религии в ее собственных исторических формах. При этом не только мораль и философия, но и экономика, право, искусство и т.д. имеют религиозный характер, т.е. само объе­динение людей в общество происходит на основе религиозных взгля­дов. Шариати соотносит традиционный в шиизме принцип смены религии вместе с приходом нового пророка- при смене эпох, уже упомя­нутый за 100 лет до него в проповедях бабитов, со схемой развития цивилизации Тойнби, но не принимает ее целиком, а упрощает, за­меняя четыре стадии цикла эволюции Тойнби (генезис, рост, надлом и дезинтеграция) на два других — «наступление» и «оборона». Замена эта существенна и не является простым упрощением, так как содер­жит в себе стержень религиозно-политической схемы Шариати — учение о двух религиях, развернутое в работе «Религия против рели­гии». Теория двух религий строится на понятии конфликта привер­женцев новой религии, уходящих от старой, с ортодоксальными ве­рующими, проклинающими отступников, — пункт, также бывший од­ним из основных в бабизме. По утверждению Шариати, оценка роли религии в истории общества будет неверна, если к религии подходить как к целостному явлению, не разделенному на два «религиозных ряда», — «истинную» («тоухид») и искаженную («ширк»). Так что с этой точки зрения исторический путь общества, экономики и куль­туры по существу является историей сражения двух религий. Соглас­но Шариати, «ширк» означает не безбожие, а другую веру. Применяя к религии дуалистический подход, он подчеркивает, что «тоухид» и «ширк» непрерывно взаимодействуют в рамках одной религии. Поня­тие «ширк» в этой трактовке раскрывается как «тормоз”, жесткая ин- ституциология и иерархизация духовных и социальных отношений; отсюда эпитет «ширка» — «разобщающая религия», разделяющая об­щество на группы, замкнутые и закрепленные иерархической струк­турой, в которой каждая ipynna (каста) поклоняется своей части разделенного образа бога, что противоречит основному исламскому принципу — принципу единобожия. «Ширк в чистом виде», заключа­ет Шариати, — это утверждение целесообразности существования «знати» и «черни», зависимого и свободного, а власть «ширка» есть власть прошлого.

В противоположность «ширку» «истинная» религия («тоухид») ос­нована на принципе единства. Метафорически это обозначено двумя полюсами, где «полюс Каина» — полное зла и угнетения, а «полюс Авеля» — символ единства. Бог, воплотившийся в народе, или народ,

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13