революционного взрыва в Иране 1978-1979 гг. стала выглядеть иначе. Имам Аятолла Хомейни высказывался об этом в своих лекциях: «Бо­лее тысячи лет прошло с момента наступления великого отсутствия нашего имама Махди, и еще тысячи лет могут пройти до его Прибы­тия. Так что же в таком случае законы Ислама должны быть при­остановлены на этот период? Люди предоставлены своему собствен­ному произволу? Не говорите мне, что все это нужно отложить до прихода имама». И при отсутствии ожидаемого Махди, при его пре­бывании в состоянии «сокрытия» исламское государство должно быть создано, говорится в проповеди.

 

3. Развитие левых идей в исламе во второй половине XX в

Разработка собственно левой части теологии, подготовившей иранскую молодежь к революции, принадлежит неклерикальному исламскомоу мыслителю Али Шариати, ставшему впоследствии «исламским мифом».

Наиболее приверженной учению Али Шариати, изложенному в работах «Красный шиизм», «Ижтихад» и теория непрерывной рево­люции», «Ожидание, религия протеста» и др., была студенческая мо­лодежь, входившая в «Движение за свободу Ирана», созданное в 1961 году. Организация была тесно связана с шиитскими кругами, в част­ности с имамом Аятоллой Хомейни, находившимся в то время в Ира­ке в изгнании. В последующие за революцией годы «Движение за свободу Ирана» стало последней легальной оппозицией новому офи­циальному режиму. Но сам Али Шариати скончался в Лондоне в1977 г. за год до свержения шахской власти в возрасте 44 лет от «сер­дечного приступа».

Учение Шариати содержит в себе сплав классического шиитского бого­словия, мобилизованного исламской революцией, и тщательно исследован­ного с религиозной точки зрения опыта европейского экзистенциализма.

Окончательное формирование Али Шариати как философа и соц­иолога произошло в Сорбонне и было связано с лекциями АЛефевра, Ж.-П.Сартра, Э.Фромма, М.Вебера, Г.Маркузе, а также с его близ­ким знакомством с Сартром и Л.Массиньоном. Определенное влия­ние на Шариати оказала концепция исторического прогресса А.Той- нби, которая, по мнению Шариати, верна не только в применении к эволюции общественной системы, но и к религиям. Более того, изу­чение истории и культуры народов и государств в истории их воз­никновения, формирования, отцветания и последующей

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13