боль­шое мировое древо человечества. Также и гнев божий имеет не кара­тельный, а целительный смысл.

Опять-таки по странному совпадению Баха-Улла, говоря о саде и о человеке как о плоде, категорически отверг мысль о защите. Аб­дул-Баха пишет: «Когда явился Баха-Улла, он объявил, что распро­странение учения подобными средствами (имеется в виду вооружен­ная сила) не может быть дозволено, даже в целях самозащиты. Он отверг закон меча и отменил предписание о «Джихаде»: В начале движения бабиты пользовались в некоторых случаях мечом, защи­щая себя и свои семьи, но Баха-Улла запретил это».

Если вспомнить о разбитых шахских войсках, то нужно признать, что бабиты отнюдь не разделяли учение бахаитов о непротивлении злу, о котором Баха-Улла высказывает мысли, совпадающие с трак­товкой в «Учении Махатм». «Подобно тому как тьма есть отсутствие света, так и зло есть отсутствие добра: зло представляет собой нечто несуществующее, иначе говоря — небытие».

Баха-Улла также запретил своим последователям аскезу и обра­щался к европейским монастырям с призывом вернуться в мир. Не­которые историки ислама связывают такой тип изменения учения с включением общин бахаитов в систему международной торговли и их связью с международным капиталом.

Течение бахаитов в мире стремительно развивалось.

К1921 г. общины были уже в 21 стране. Первый храм бахаитов в Ашхабаде был разрушен большевиками, но в Петербурге шли пьесы о Бабе и Баха-Улле, и эта тема вызывала интерес Л.Толстого.

Первый храм в США был заложен и возведен в1953 г. Ныне хра­мы действуют в ФРГ, Уганде, Австралии, Панаме,Индии.

В США, ФРГ и Индии находятся наиболее крупные издательства бахаитов, выпускающие журнал «Мировой порядок».

Таким образом, часть мощного хилиастического движения в ши­итском сектанстве Ирана в XIX в., будучи подавленной и выведен­ной за пределы страны, утратила свой изначальный пафос и с начала XX в. влилась в течение с принципиально иным, экуменическим, со­держанием, выстраивающее западную концепцию нового мирового порядка. В самом Иране это было сочтено одним из аспектов запад­ной экспансии, учитывая связи бахаитов с компрадорской буржуа­зией в стране, и в период с1979 г. они вновь подверглись репрессиям.

Центральная же религиозная идея о пришествии Махди за эти деся­тилетия была скорректирована и к моменту последнего крупного

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13