Исламский принцип коллективной ответственности в учении бахаитов сформулирован так, что не противоречит и восточному уче­нию о карме: «Все — листья одного дерева, капли одного моря, благо­получие каждого отдельного человека зависит не только от его лич­ных поступков, но и от поступков его ближних. Если кто-то поступа­ет несправедливо, страдают все, в то же время от хорошего поступка получают пользу все. Лучший из людей тот, кто берет на себя боль­шее бремя».

Перед началом Первой мировой войны Баха-Улла путешествовал по Европе, где выступал с заявлениями о необходимости создания всеобщей надгосударственной администрации и всеобщего разоруже­ния. В период с1892 г. по1921 г. было начато построение админист­ративной структуры в соответствии с учением Баха-Улла о подлин­ном мировом порядке. Первая община была основана в1913 г. в г.Хайфа (Палестина). В1918 г. Хайфа была взята англичанами, а в1920 г. сын и преемник Баха-Уллы Абдул-Баха получил титул пэра Англии. В Иране и Турции бахаиты подвергались репрессиям со сто­роны властей и вместе с семьями подолгу сидели в тюрьмах, что было связано с антипатриотической частью учения, хотя Баха-Улла в по­сланиях к шаху утверждал, что является покорным подданным шаха и осуждает выступления против шахской власти, а также насильст­венные революционные методы борьбы, и заявлял, что учение не имеет отношение к политике. Тем не менее в проповедях и писаниях Баха-Улла решительно отказался от патриотизма в пользу космопо­литизма. «Не тому Слава, кто любит родину, а тому, кто любит весь мир. Привязанность к светильнику еще не есть любовь к свету. Вос­хваление почвы не приличествует человеку, восхищающемуся ро­зой, растущей на этой почве. Почитание дерева бессмысленно, но благотворно вкушать плоды».

Это высказывание странным образом противоречит учению бахаитов о Царстве Божием на Земле как о саде. Одним из основных сим­волов в учении является плод, отождествленный с человеком.

«Человек должен приносить плоды, бесполезный человек, по словам Иисуса Христа, подобен бесплодному дереву, а всякое дерево, не прино­сящее плода, срубают и бросают в огонь» (Баха-Улла. Райские слова).

«Проявление Бога есть совершенный человек, лучший плод дере­ва человеколюбия». Продолжая развивать образ, бахаиты приравни­вают пророка к садовнику и целителю, призванному излечить

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13