несправедливости в мире с мечом в руках и новым учением для по­следующей эпохи взамен Корана. Атмосфера ожидания мессии в первые десятилетия XIX в. настолько накалилась, что волнения, ви­дения и пророчества не прекращались. Отход шейхитов от ортодок­сального шиизма представлял собой серьезную угрозу для правящей династии. Шейхиты признавали первую часть учения о Махди, скрывшемся сразу после смерти отца, но в первый период отсутствия поддерживающем связь с верующими через посредника, называвше­гося «Баб» — т.е. «врата». Дальше, со смертью четвертого посредника, по ортодоксальному шиизму, начинался период «великого отсутст­вия», который продолжается до возвращения имама в день Страшно­го суда. Шейхиты настаивали на том, что и в этот период отсутствия среди верующих есть скрытый посредник между имамом и народом. Они также утверждали, в отличие от официального шиизма, что воз­вращение святых после смерти происходит не телесно, но духовно, путем проявления духа имама в избранном. Таким образом, родовая связь правящей династии с имамами становилась вторичной по отно­шению к прямой мистической связи избранного.

В1843 г. очередной шейх объявил о скором проявлении и раскры­тии посредника. В июле1844 г. Сайид Али-Мухаммад Ширази про­возгласил себя Бабом, «вратами». Русский посол в Тегеране Д.Долго- рукий писал в донесении: «Бабиты, насколько я могу понять, со слов имама — джума, отвергают доктрины исмаилизма и оспаривают у мо­нарха страны право господства, которым он пользуется. Они стре­мятся основать новую религию, они проповедуют раздел имущества, и в отношении политических устремлений их можно сравнить с ком­мунистами Европы».

Понятие «ада» Баб трактовал как общество зла, а Страшный суд, объявлял не концом света, а переходом к новой эре. Пророк,по уче­нию, открывает новые законы бытия, которые утверждает мучениче­ской смертью. 9 июля1847 г. в разгар восстания Баб был дважды рас­стрелян. Дважды потому, что солдаты отказывались стрелять. После казни вспышки мятежей усилились, к1849 г. число бабитов дошло до 100 тыс. человек по всему Ирану.

В программах Баба, социально-демократическую часть которых его последователи разворачивали более подробно, чем он сам, содер­жалось заявление о необходимости создать 5 замкнутых областей на территории Ирана с новой системой правления — теократической об­щиной. Баб считал, что границы областей должны быть замкнуты, а

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13