Исламское вероучение составляет стержень правовой системы, пронизывает этическую доктрину и бытовую культуру, диктует сво­им последователям логику политических решений. Ислам не отделя­ет себя от политики, и это дает нам право говорить о его политиче­ском плане, о правом и левом его направлениях, не профанируя вы­сокой духовной требовательности и строгости всего учения.

Сейчас, когда поток публикаций об исламе однонаправлен и не­симметричен, создается реальная опасность того, что в дезориенти­рованное сознание будет заложена одна часть религиозно-исторического опыта и совершенно стерта другая, без которой невозможно разглядеть единство смысловых слоев всей религии в целом. Совер­шенно закрыты и не упоминаются левые направления в исламе, в том числе хилиастические, заплатившие, как мне кажется, достаточ­ное количество мученических смертей за право на участие в совре­менном исламском возрождении. Чтобы вспомнить об этом, необхо­димо сказать несколько слов об истории этого направления.

 

  1. Левая ветвь в исламе. Краткий обзор истории становления мировоззрения

Народные восстания и повстанческие движения на Ближнем Вос­токе всегда имели религиозное обоснование и получали деятельную поддержку суфийских сект.

В Иране одним из очагов народной мятежной активности тради­ционно было суфийское братство шейхитов, популярность и автори­тет которого в XIV в. в среде ремесленников и беднейших земледель­цев объяснялась, с одной стороны, проповедью имущественного и со­циального равенства, а с другой, — идейным лидерством братства в массовых антимонгольских выступлениях в эпоху монгольского за­воевания.

В течение нескольких следующих веков братство оставалось офи­циально запрещенным, и уже в XIX в. была основана богословская школа шейхитов, с самого начала пошедшая на обострение отноше­ний с ортодоксальным шиизмом. В центре внимания проповедей шейхитов находилась идея о скором пришествии имама Махди, Спа­сителя. Исторически им является последний, 12-й, имам из рода Алидов, наделенный божественным правом на власть, Мухаммад ибн Хасан, исчезнувший бесследно и по преданию находящийся в одной из горных крепостей до Судного дня, когда он явится для устранения

 

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13