Вновь прибегая к помощи символических образов суфизма, Шариати описывает приближение к истине как вечную весну, превращение ночи в день, когда солнце постоянно восходит.
Несмотря на незаконченность и внутреннюю противоречивость учения Али Шариати, именно стремление связать «иджтихад» с демократичностью в ее незападном религиозном понимании стало причиной его огромной популярности.
В ней сыграла свою роль возможность возвратить идее западной атеистической демократии ее религиозную основу, связанную с архетипом «священного царства Божия», в противоположность правой концепции сакрализации империи. Поэтому вопрос о религиозной демократичности в исламе, православии, буддизме и иных вероучениях — это далеко не праздный вопрос.
В основе полемики Шариати с официальным духовенством лежало утверждение о том, что подлинный, изначальный ислам не знал организованной церкви, и отвержение принципа иерархичности в духовенстве как прообраза кастовости в обществе. Логически это связано с его мыслью о том, что фундаментальным положением «истинной» религии всегда являлась борьба против неравенства.
Развиваясь в ожесточенной атмосфере военных действий, идея не избежала проявления в крайних, радикальных вариантах, смыкающихся с правой идеологией. Так, одним из результатов влияния идей Шариати оказалась крайне левая идеологическая концепция моджахедов, сторонников террора, конечной целью которой было провозглашение бесклассового общества.
Но, несмотря на побочные явления, не составляющие всей системы идей, эта идеология продолжает оставаться религиозной альтернативой правой, фашистской, религиозности.
Остается добавить, что мировоззрение и реформаторские концеп¬ции Али Шариати на определенном этапе истории продолжили в исламе традицию сопротивления процессу установления и закрепления многоэтажного человечества. Эта статья призвана показать, что, существуя среди широчайшего спектра течений и сект в исламе, эта традиция неприятия проявила серьезную волю к существованию. Сегодня, когда слева движется и захватывает все большие идеологические пространства концепция нового мирового порядка, а справа разворачивается окрепший и многократно усложнивший формы фашизм, особенно актуальной кажется эта воля, которой предстоят новые испытания.

Мария Подкопаева

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13