(ис­чезновении суфия в боге), противопоставляет ему принцип «ввере­ния», основанный на свободе выбора. Путь бунта как путь инициа­ций описан при помощи суфийской символики в одном из стихотво­рений Шариати в прозе.

«Человек — это бунтарь, восставший против Бога,

Давший одну руку Дьяволу — интеллекту И другую руку Евелюбви,

Несущий на себе тяжелый груз Веры,

Покинувший рай беспечного наслаждения,

Одинокий, чужой земному миру.

Он — бунтарь, но постоянно испытывающий желание возвратиться,

И сейчас он узнал через служение Господу, как вступить на путь спасения.

И через покорность лишениям униженного,

После избавления от слепой покорности через восстание

Сейчас он освобожден и от мучительного желания избавиться от от­чаяния.

Он, бежавший от Бога,

Подвергся проверке и очищению,

Пройдя через горнила испытаний этого мира — осознание, одиночество, решение,И сейчас он знает Путь возвращения к Богу,

К этому великому Другу, ждущему его,

Путь, ведущий к Нему,превращение в Него”.

Понимание возвращения и «растворения» личности в Боге не как отказ от собственной индивидуальности, а как ее самоутверждение включено Али Шариати в концепцию «совершенного человека», по которой одним из необходимых условий этого возвращения является осознание человеком своего божественного назначения и себя как «богоподобного существа, находящегося в изгнании». Обладание сво­бодной волей, в понимании Шариати, предполагает активность воз­действия человека на историю, его определение судьбы цивилиза­ции.

Раскрывая понятие «возвращение», Шариати особенно подчерки­вает отличие его содержания от доктрины правой теологии. Правая теология, элементы которой были развернуты перед читателем в статье Г.Джемаля «Ислам и «Правая», принимает «возвращение»

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13