Глобальный масштаб кризиса на территории бывшего СССР, за­девший все сферы жизни, включая духовную, за несколько лет при­вел к такому смысловому голоду и дефициту веры, что множество людей, утративших старые идеалы и не видящих новых, с отчаянием хватаются за любое вероучение, хоть немного претендующее на за­полнение смыслового вакуума. В этой ситуации такой безбрежный религиозный мир, как исламский, заявляющий в конце XX в. о своей жизнеспособности, становится для многих надеждой на выход из ту­пика и полем для ожесточенного поиска религиозных смыслов.

Огромное значение имеет при этом полнота знания и способность к ориентации в сложнопостроенных, перекрещивающихся и сливаю­щихся течениях в исламе. Поток публикаций об исламе, хлынувший в прессу в последние годы, не может не быть идеологизированным, так как отражает процессы реальной борьбы религиозно-политических движений внутри живой религии.

 

  1. О традиции политической активности в исламе

Да, речь в этой статье пойдет именно о религиозно-политической палитре ислама. Сознавая первичность содержания доктрины вероу­чения по отношению к таким его производным, как этика, политика, право, экономическим установкам и социальным концепциям, и тем более понимая несводимость религии к частным политическим инте­ресам, я тем не менее обращаю внимание именно на религиозно-политический аспект исламской идеологии. Это оправдано универсализ­мом и энциклопедической точностью ислама, той внутренней последовательностью, с которой он прорабатывает и простраивает все сто­роны личностного и общественного существования, стремясь к дости­жению совершенной полноты миропонимания.

 

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13