Если же сравнить эту особенность россиян с американцами, то мы видим абсолютно противоположную картину. Северная Америка заселялась беглыми европейцами: искателями приключений, желающими быстро разбогатеть, беглыми уголовниками и проч. Каждый был только за себя и против всех, чтобы завладеть выгодным участком земли, золотым прииском, нефтяной скважиной и т.д. Крайний индивидуализм, стремление к быстрому обогащению, уважение к сильному и богатому, презрение к проигравшему и обездоленному — вот черты, которые обусловили становление американской государственности и общества во всех сферах. В экономике эти черты означали полную свободу рынка по принципу: кто — кого? Никакое регулирование тут было неуместно и невозможно. В культуре, этике — это культ силы, культ пастухов (ковбоев), которые славятся не численностью коров и овец, а численностью убитых ими из пистолетов других пастухов, а также размерами награбленного у них и у индейцев имущества. Позднее -это всякие Рембо, громящие другие страны, включая нашу, и Терминаторы, добравшиеся уже и до других миров. Справедливость в Америке устанавливается этикой победителя, правом сильного над слабым. В этом смысле этику России и этику Америки можно противопоставить как этику социальной нравственности и этику джунглей. Конечно, социальное служение не должно приводить к этике иждивенчества, как это случилось у нас при нашем социализме, но кто может определить критерий равенства стартовых условий для граждан, как не государство, исходя из исторически сложившегося общественного сознания?

Исходя из российской психологии, государство должно определить тот обязательный минимум, который все члены общества должны гарантированно получить от него. И этот минимум в России, где половина населения не может считаться здоровой, должен быть намного выше, чем в США и развивающихся странах. Но далее человек вправе вести борьбу за большее, и в том порок русского коммунизма, лишившего граждан этого права. Сейчас мы должны найти эту меру сочетания социальных гарантий личности и свободы личной инициативы. Эта мера и станет российской государственной идеологией.

Какие восточные качества могут и должны стать компонентами новой идеологии? Во-первых, любовь к профессиональному труду, послушание начальству, исполнительность, дисциплина. Эти качества, особо присущие на Востоке конфуцианству и обусловившие прогресс Японии, Ю.Кореи, а сейчас и Китая, присутствовали и в православной религии, и в государственной идеологии России — достаточно вспомнить Домострой. Мотивом послушания являлась вера в Бога, наказывающего ослушников уже и в этой жизни. Любовь к профессии основывалась и на естественном чувстве, и на сознании того, что профессия -это призвание от Бога, через которое человек реализует свое высшее назначение. Коммунисты попробовали мотивировать необходимость послушания и дисциплины сознательностью -»на себя работаем», но эта иллюзия быстро испарилась, уступив место животному страху перед вполне земным и суровым наказанием. Но у люмпенизированного народа и этот страх прошел. Необходимо вновь поставить и взрослого человека, и ребенка в такое положение, в котором в выбранной им профессии он будет видеть свое жизненное призвание. Нужен даже некий культ дисциплины и послушания, входящий в ребенка с молоком матери.
 

<< Назад < Вернуться к оглавлению > Далее >>