Книга А. Жолковского — первая его книга, выходящая на родине,— называется «Блуждающие сны: Из истории русского модернизма». «Модернизм» понимается автором в весьма ши­роком, «англо-американском» смысле: этим термином объеди­няются все писатели, в той или иной мере отходящие от клас­сической литературной традиции,— не только Мандельштам, Олеша или Иосиф Бродский, но и Зощенко, Ильф и Петров, даже Гоголь и Лев Толстой в некоторых своих тенденциях. Не совсем привычен для нас и аналитический метод А. Жол­ковского — неожиданные сопоставления далеких, казалось бы, явлений, когда один текст прочитывается критиком сквозь призму другого. Сопоставления поражают своей парадоксаль­ностью: «После бала» Л. Толстого — и волшебная сказка, проза Михаила Зощенко — и творчество того же Толстого; «Легкое дыхание» Бунина — и «Станционный смотритель» Пушкина… И это отнюдь не пустая игра художественными формами — с помощью таких сближений далекого высвечи­вается многообразие художественных смыслов, прослеживаются исторические судьбы русской литературы, ее взаимодействие с историческими обстоятельствами, включая обстоятельства по­литического тоталитаризма. Анализ, который проводит А. Жол­ковский, строг и тщателен в традициях англосаксонской университетской критики, но его книга имеет мало общего с сухим академическим трактатом. Остроумие сопоставлений, неотделимое от их строгой доказательности, интеллектуальный блеск анализа, отсылающего к общезначимым проблемам теории и истории культуры, раскрепощенность авторской личности в сочетании с трезво критическим осмыслением своей соб­ственной судьбы критика-эмигранта,— все это должно привлечь к книге зарубежного соотечественника внимание не только специалистов, но и всех, кто ценит в литературной критике изящество мысли и умение работать «на глубине», на мировом уровне современной науки о литературе и культуре*.

Сергей ЗЕНКИН

__________________________________________________________________________________________________

* Статья взята из альманаха «Литературный перекресток», выпущенного в 1991 г. в Москве в издательстве «Советский писатель».

Страницы: 1 2 3 4