художественному миру писателя, исследуют различные его произве­дения — повести «Город Градов» (Л. Шубин) и «Сокровенный человек» (Н. Корниенко), романы «Ювенильное море» (И. Ма­карова), «Чевенгур» и «Котлован» (М. Золотоносов), хронику. «Впрок» (И. Роднянская), рассказ «Фро» (А. Жолковский) и другие. Наряду с новыми статьями в сборник включаются и некоторые работы прежних лет, ставшие уже классическими в своей области, но подчас до сих пор мало доступные совет­скому читателю. Оба тома сборника, составленного Н. Корни­енко и Е. Шубиной, иллюстрируются архивными фотодоку­ментами; во вторую книгу войдет подробная библиография платоноведческих публикаций. Можно надеяться, что это двух­томное издание обозначит целый этап в осмыслении наследия, завещанного нам выдающимся писателем.

Известен случай, когда осенью 1936 года, в разгар оче­редных гонений на Андрея Платонова, два его рассказа сме­ло поместил на своих страницах журнал, которому вовсе и не полагалось печатать художественную прозу, — «Литера­турный критик». Душой этого журнала, сохранявшего макси­мально возможную по тем временам независимость (за что его и закрыли несколько лет спустя), был Дьёрдь (Георг) Лукач. Так в трудную минуту пересеклись судьбы двух людей — опаль­ного русского писателя и венгерского философа-политэмигран- та, том избранных литературно-критических работ которого также выходит в «Советском писателе» в 1993 году под заго­ловком «Роман: пути и судьбы».

Дьёрдь Лукач (1885—1971) — человек неординарной судьбы. Убежденный коммунист, революционер, он был в то же время убежденным противником сталинского тоталитаризма. У себя на родине он дважды занимал министерский пост — первый раз в 1919 году, в правительстве Бела Куна, возглавив­шего недолго просуществовавшую Венгерскую советскую рес­публику, второй раз в 1956 году, в правительстве Имре Надя, впоследствии поплатившегося жизнью за свой вклад в ликвида­цию сталинистского режима в Венгрии. Последнее обстоятель­ство стало причиной того, что в СССР научное наследие Лукача долгие годы оставалось под негласным запретом; забвению была предана и его литературная критика, его активнейшее участие в развитии советской литературы 30-х годов. Выпускаемый ныне сборник впервые, спустя полвека, знакомит нашего чита­теля с этой стороной его творчества (Философские труды Лукача в последние годы интенсивно выпускаются другими советскими издательствами).

Основу сборника, составленного Г. Фридлендером, образуют две всемирно известные, переведенные на многие языки теоре­тические работы Лукача — небольшая монография «Теория романа», вышедшая в 1920 году, когда молодой Лукач был еще не марксистом, а неогегельянцем, и часть монографии «Исторический роман», впервые увидевшей свет на страницах

 
Страницы: 1 2 3 4