Ференц Шанта пришел в венгерскую литературу в се­редине пятидесятых годов вместе с такими ныне широкоизвестными художниками, как Эржебет Галгоци, Иштван Чурка. Первый сборник новелл писателя «Позднее цве­тение» подкупал искренностью, эмоциональностью, реали­стической правдой изображения жизни венгерских крестьян в период господства антинародного режима Хорти.

Писатель родился в 1927 году. Учился в средней школе в Клуже, а потом в знаменитой Дебреценской коллегии. Не закончив школы, начал работать. Прошел нелегкий трудовой путь. Работал на шахте, на различных предприя­тиях. Первым произведением, привлекшим внимание чита­телей и критики, был поразительный для начинающего автора рассказ «Нас было много». Этим рассказом Шанта как бы избрал определенную тему в литературе — тему страданий и величия простого человека в условиях несправедливого эксплуататорского общества. Она стала важной, хотя, конечно, не единственной, в творчестве писателя.

Венгерская классическая литература, и романтическая и реалистическая, постоянно обращалась к изображению жизни крестьянства. Еще Шандор Петефи, кроме многих поэтических произведений, посвятил этой теме два рас­сказа. С них начиналось в первой половине XIX века плодотворное демократическое и реалистическое развитие национальной прозы о тружениках села, составлявших большинство населения страны. Романтик Мор Йокаи и критический реалист Кальман Миксат обогатили тему та­кими великолепными произведениями, как «Желтая роза», «Лягушка» (Мор Йокаи) и «Этот нехристь Фильчик», «Красные колокольчики» (Кальман Миксат). Но самым замечательным певцом венгерского трудящегося люда, сельского и городского, был автор шедевров мировой но­веллистики «Пять крейцеров», «Самая грязная рубаха свинопаса» и многих других — Жигмонд Мориц.

Имена классиков венгерской литературы названы не случайно. Глубокая человечность новеллы Шанты «Нас было много», ее горькая печаль дали основание говорить о молодом писателе как о продолжателе лучших традиций национальной прозы. Такую высокую оценку подтвердили новеллы из сборника «Позднее цветение» (1956) — «Птич­ка» и «Царство фей». Своим настроением, изображением мучительной бедности, которая не может убить в человеке жажду прекрасного, поэтизацией материнской и сыновней любви, всем чистым и благородным тоном повествования о жизни тружеников они перекликались с новеллой «Пять крейцеров» Морица.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8