Четыре основных героя книги — трактирщик Бела, сто­ляр Ковач, часовщик Дюрица, продавец книг Кирай — люди подчеркнуто заурядные. Их разговоры в кабачке за стаканом вина кажутся воплощением тривиальности и без­духовности. Ну что интересного в обсуждении способа при­готовления грудинки или постоянном подзуживании друг друга! Завсегдатаи кабачка слишком давно знакомы, чтоб принимать взаимные колкости всерьез. Им хорошо друг с другом в натопленной комнате, за плотно занавешенными окнами, в привычной компании. Можно пофилософствовать, поговорить «об умном», посплетничать, похвалиться победами над женщинами. Но тепло и уют скромного за­столья лишь хрупкая иллюзия. За окнами не только темень и холод непогоды, за ними страшный мир насилия, голода, иойиы. Страшное из окружающего мира врывается в беседу четверых все настойчивее, пока не обретает физическую реальность — в кабачок входят нилашисты, приехавшие арестовать рабочего из соседнего дома.

B тот вечер, о котором подробнейшим образом повест­вуется в первой половине романа, обычное течение беседы нарушает появление чужака, фотографа-художника, как он себя аттестует. Кесеи — тишайший человек, но самое появление новенького делает беседу живее, порождает в ней водовороты, словно робкий и вежливый инвалид провоци­рует собеседников на большую откровенность в высказы­ваниях, на необычную для них, людей запуганных и ма­леньких, духовную смелость. Доморощенные философы пу­скаются в опасные рассуждения о неправедной власти, о диктаторе, по вине которого гибнут тысячи людей, о том, что лучше не иметь права распоряжаться судьбами других и пе иметь несметных богатств, да быть добрым человеком, о котором люди скажут — «вон идет… порядочный работя­щий человек». Так герои романа приходят к кульминации своих разговоров, к аллегории рабства и тирании, к притче, которую рассказывает приятелям ироничный Дюрица.

Истории беспредельно терпеливого страдальца-раба Дюдю и не менее беспредельно жестокого тирана Томоцеускакатити аккумулирует в себе, казалось бы, философию «маленького» человека, все соображения, так или иначе высказанные собеседниками: бессилен маленький человек, удел которого страдания и покорность, а лучшее, на что он может рассчитывать, — это незаметность, существование в железной зависимости от иерархии подчинения. Но Дю­рица не только воплощает идеи своих приятелей в резко контрастные образы раба, о которого вытирают грязные ноги гости его господина, и тирана, выкалывающего глаза, вырывающего языки, сжигающего, распинающего и чинящего иные злодеяния, но и предлагает каждому выбрать, кем бы он хотел стать — Дюдю с его чистой душой и страшной судьбой или Томоцеускакатити с его богатством и правом сильного.

Страниц: 1 2 3 46 7 8