Ф. Шанта многому учился и у более близких своих предшественников, писателей 30-х годов, так называемых «народников», уделявших главное внимание в своих произведениях трудной судьбе крестьянства. Такие худож­ники, как Дюла Ийеш, Петер Вереш, а из более молодых Йожеф Дарваш, в 30-е годы тоже бывшие «народниками», определяли облик венгерской литературы, когда в нее во­шел Ференц Шанта.

В следующем сборнике рассказов, «Волки на поро­ге» (1961), писатель развивает свои темы, открывая в них новые аспекты. Автор обратился к изображению совре­менной венгерской деревни, к важным переменам жизни, быте и, главное, сознании ее жителей. Прозвучала в этой книге и столь важная в творчестве прозаика тема разобла­чения фашизма, его бесчеловечности, разрушительного влияния на тех, кто поверил в его ложные идеи.

В 1963 году вышел в свет первый роман Шанты «Пя­тая печать», но о нем немного позже, поскольку он вклю­чен в предлагаемый читателю том. Следующее произведе­ние — роман-репортаж «Двадцать часов» (1964). Снятый по нему фильм шел на советском экране, о нем много пи­сали в нашей прессе в связи с присуждением премии на кинофестивале в Москве. Перевод романа так же широко известен в нашей стране.

«Двадцать часов» — одна из лучших книг о социали­стических преобразованиях в Венгрии. Оригинальное по форме социально-психологическое произведение раскры­вает в насыщенных драматизмом, острых, динамичных сце­нах сложный процесс становления нового коллективного хозяйства, нового коллективистского сознания у тружеников венгерского села. Писателю особенно удался образ коммуниста — руководителя госхоза Йошки. Он прекрасный специалист-хозяйственник, смелый человек, который не боится принимать решения и отстаивать свою точку ярения, а главное, чуткий и настойчивый воспитатель, умеющий понять и убедить людей, дайти ключ к очень не­простым душам. Образ Йошки показан всесторонне, автор нашел прием, помогающий глубоко раскрыть и его внут­реннюю сущность, и его социальное, общественное значе­ние. Он показывает героя непосредственно в действии, пе­редает его прямую речь, а кроме того, дает его характер в восприятии, в рассказе о нем окружающих. Сюжетная на­пряженность, богатство характеров и судеб сделали эту книгу Ф. Шанты заметным явлением в литературе наших дней.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8